Поиск
Карта сайта

Сергей Харламов (ФСФР): «Пока гражданам все равно, кому доверить пенсию»

98% российских граждан – «молчуны». Они не думают об инвестировании накопительной части своих будущих пенсий, и частные управляющие компании теряют интерес к пенсионной реформе. О том, почему это происходит и как с этим бороться, «Газета.Ru» расспросила замруководителя ФСФР Сергея Харламова.

– В этом году ни одна управляющая компания не подала заявки на конкурс для инвестирования пенсионных накоплений. Это значит, что УК потеряли интерес к пенсионной реформе?

– Это не впервые. Такая же ситуация, была в 2005 году. Я думаю, что все управляющие компании, которые имели желание и возможность работать в этой сфере, прошли отбор во время первого конкурса, состоявшегося в 2004 году. Это 55 компаний, которые работают до сих пор.

– Куда делся ажиотаж, бывший в начале пенсионной реформы, когда многие компании стремились принять в ней участие? Не осталось больше УК, которые смогли бы соответствовать требованиям?

– Вначале всегда бывает ажиотаж. Его спад не означает, что нет компаний, которые могли бы пройти конкурс, соответствовать всем необходимым критериям. На мой взгляд, компании соотнесли перспективы работы, возможные издержки, риски, выгоды и пришли к выводу, что рынок насыщен. Да и негосударственные пенсионные фонды догоняют их по объемам средств пенсионных накоплений.

– Получается замкнутый круг: люди отдают деньги государству, потому что их не пытаются привлечь управляющие компании (я не видела особо яркой агитации с их стороны), а УК неинтересно работать, поскольку все деньги отданы государству. А может быть, дело в том, что УК некуда больше вкладывать деньги? Но ведь ПИФы же привлекают людей и процветают.

– ПИФы действительно привлекли большое количество инвесторов, развернули не только рекламные, но и разъяснительные кампании. Выпускаются различные издания, и для проведения «ликбеза» среди частных инвесторов и для предоставления аналитических обзоров. Полагаю, что в том числе и благодаря этому во время майского кризиса на фондовых рынках массового бегства пайщиков не наблюдалось. Но с УК, работающими с пенсионными накоплениями, все сложнее. Во-первых, акцент в них сделан на сохранение, а не на преумножение капитала. Следовательно, и к их портфелям предъявляются более строгие требования, чем к ПИФам. Во-вторых, в ПИФы человек приносит реальные деньги и может положить любую сумму, а пенсионные отчисления происходят через налогообложение без возможности дополнительного пополнения средств. В-третьих, полагаю, что обычному человеку достаточно сложно посчитать ожидаемый эффект от накопительной составляющей его пенсии.

– Какова доходность управляющих компаний в среднем?

В среднем управляющие компании показали на 31 декабря 2005 года 21,56%, а на 31 марта 2006-го – 28,57%. Государственная управляющая компания «Банк внешнеэкономической деятельности СССР» показал на 31 декабря 2005 года 12,07%, а на 31 марта 2006-го – 1,93%.

– Но все же почему люди не отдают свои деньги управляющим компаниям, ведь они обеспечивают большую доходность?

– Пока накопительная часть пенсии настолько мала, что люди не придают значения тому, кто будет ею распоряжаться, ситуацию трудно изменить. Тут вопрос в самой структуре распределения пенсионных отчислений. Если пенсия будет не замещением бывшего заработка, а борьбой с бедностью, людей будет мало интересовать, кому доверить свою накопительную часть. Кроме того, сам алгоритм расчета зачастую не очень понятен простым людям.

– Что будет с накоплениями человека, когда у его управляющей компании истечет срок договора с пенсионным фондом?

– Договор заключался на пять лет с возможностью пролонгации до пятнадцати лет. У всех компаний он истекает в марте 2009 года. Для того чтобы продлить договор, им достаточно соответствовать требованиям, которые предъявлялись при их отборе. Если же эти компании захотят изменить портфель, то придется заново проходить конкурс. В том случае если УК не примет решения о продлении договора, ее клиентам вновь придется принимать решения, кому передоверить управление своими деньгами.

– Делается ли что-нибудь, чтобы спасти пенсионную реформу?

– Если вести речь о ближайших шагах, то полагаю, что необходимо изменить порядок инвестирования средств «молчунов», то есть тех граждан, которые не определились с выбором УК или НПФ, поскольку их доля среди всех участников накопительной системы превышает 90%.

Вторая составляющая – ее бы я назвал информационной частью.

– Как планируется отличать «молчунов» от тех граждан, которые сознательно выбрали государственную управляющую компанию, так как не хотят доверять деньги частным УК?

– Так называемые «сознательные молчуны» – это те застрахованные лица, которые в установленном порядке выберут государственную управляющую компанию для перевода туда накопительной части трудовой пенсии. «Равнодушные молчуны» – те, кто не воспользовался правом на выбор государственной управляющей компании, управляющей компании либо негосударственного пенсионного фонда.

– Как будут выбираться УК для накоплений «молчунов»? Ведь изменение порядка инвестирования этих средств предполагает передачу управления ими от ВЭБа в частные УК...

– Требования к УК будут определены в дальнейшем, сейчас над этим вопросом идет работа.

– Но требования к их портфелям будут жестче, чем к 55 работающим УК? И будут ли отличия в инвестировании средств для «сознательных» и «несознательных молчунов»?

– Требования к инвестиционным портфелям будут разрабатываться с учетом накопленного опыта, сейчас еще рано говорить об этом.

– Государство будет нести ту же ответственность за действия тех УК, которые будут управлять средствами «молчунов», что и за ВЭБ?

– Средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, и государство в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за формированием и инвестированием этих средств.

ФСФР

Другие новости рынка | Архив новостей...

подписка вид для печати задайте вопрос фонду
Логин:
Пароль:
Регистрация
Архив новостей Задайте вопрос Фонду Калькулятор пенсионных накоплений