Поиск
Карта сайта

Ожидание перелома

Несмотря на то, что другие инструменты инвестирования, например те же паевые инвестиционные фонды, частными инвесторами уже распробованы.

Очевидная причина — отсутствие четкой и прозрачной политики государства. После принятия федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» пенсионная реформа стартовала. Но четкой и скоординированной работы всех министерств и ведомств нет до сих пор. Чего стоит только отмена накопительной части пенсий для граждан старше 1967 года рождения — людей, которых НПФ называют самой перспективной категорией клиентов.

Кроме этого, государство практически бойкотирует собственную реформу, отказываясь от информирования населения о возможностях инвестирования пенсионных средств. Дескать, это дело тех, кто на этих инвестициях будет деньги зарабатывать. В результате реформа теряет смысл, поскольку именно инвестирование накопительной части пенсии должно стать основой для нормальной жизни будущих пенсионеров.

Пока ситуация не изменится, никакой рост доходности НПФ не приведет к перелому. Процент граждан, которые перевели свои пенсионные накопления в НПФ или УК, будет расти такими же совершенно недостаточными темпами.
 
Доходы больше, компаний меньше

В то же время большинство участников рынка положительно оценивают итоги прошлого года для системы негосударственного пенсионного обеспечения. Успешность 2005 года для российских фондовых рынков отразилась и на доходности пенсионных накоплений. Большая часть фондов показала доходность выше уровня инфляции, немалая их часть прирастила доверенные им средства.

В отличие от государственной управляющей компании (ГУК), которая вкладывает пенсионные деньги только в государственные облигации, НПФ могут использовать различные инструменты инвестирования — акции, облигации, депозиты. В результате доходность ГУК «Внешэкономбанк» в 2005 году составила 5–6%, а доходность НПФ достигала 30%.

Желание получить больший доход — одна из главных причин, которые побуждают вкладчиков переводить накопительную часть своей будущей пенсии в НПФ. Соответственным образом сказалось увеличение доходности НПФ на активности граждан. Например, жителями только Красноярского края за 2005 год подано почти 13,5 тыс. заявлений о переводе средств пенсионных накоплений в доверительное управление частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам. По итогам 2004 года общее количество заявлений по всему Сибирскому федеральному округу составило всего 30 тыс.

Но перелома на рынке пока не произошло. Ведущую роль на нем по-прежнему играют так называемые отраслевые фонды, которые созданы при крупных государственных или бизнес-структурах. Это НПФ «Благоденствие» («Восточно-Сибирская железная дорога»), НПФ «Лукойл-Гарант» («Лукойл»), НПФ электроэнергетики (РАО «ЕЭС России»), НПФ «Газфонд» (ОАО «Газпром»), НПФ «Норильский никель» (ОАО «ГМК «Норильский никель»). Они привлекли наибольшее количество пенсионных накоплений из НПФ.

Розничным фондам, таким как «Сибирский межрегиональный» (ИК «Брокеркредитсервис»), «Алемар-Уверенность» (входит в ГК «Алемар»), за которыми не стоят крупные структуры, приходится сложнее. «Поскольку корпорации, связанные с газом, нефтью, энергетикой, как правило, имеют аффилированные НПФ, главные клиенты розничных фондов по корпоративным пенсионным программам — это компании среднего бизнеса и частные клиенты по дополнительному пенсионному обеспечению. Причем компании, которые работают вбелую и заинтересованы в дополнительной мотивации персонала», — говорит президент НПФ «Алемар-Уверенность» Александр Новиков.

Одна из тенденций прошлого и этого годов — выход отраслевых фондов на внешний рынок. Практически все они начали работу не только с пенсионными накоплениями аффилированных компаний, но и со сторонними клиентами. Это значит, что средний бизнес попадает в сферу их интересов. Конкуренция в этом сегменте усиливается, и в будущем небольшим фондам придется еще тяжелее.

Сумма аккумулированных пенсионных резервов является одним из главных показателей рентабельности пенсионного бизнеса. Согласно заявлениям аналитиков, минимальная сумма, необходимая для существования НПФ, составляет 500 млн рублей. Многим фондам, которым не удалось собрать достаточных средств, в ближайшем будущем придется срочно заняться минимизацией издержек или уходить с рынка.

Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам в 2005 году уже отозвала лицензии у 14 небольших НПФ. В ближайшее время она начнет добиваться через суд аннулирования лицензий еще у 36 фондов на основании того, что они уже несколько лет не предоставляют отчетность. К счастью, тот факт, что у НПФ отозвана или приостановлена лицензия, не говорит о том, что его вкладчики или застрахованные лица теряют свои сбережения. Согласно законодательству, эти фонды переводят накопительную часть пенсий своих застрахованных лиц назад на их счета в ПФ России в течение трех месяцев, а вкладчикам выплачиваются выкупные суммы. Но эти инициативы стимулируют процессы укрупнения рынка.

Первой жертвой этих процессов в сибирском регионе стал региональный НПФ «Ермак» (учредители — Новосибирский завод химических концентратов и «Росинбанк-Сибирь»), который в конце 2004 года был присоединен к НПФ «Первый национальный пенсионный фонд». С тех пор крупных слияний региональных сибирских фондов не происходило, но продолжение этих процессов неизбежно.
 
Реформа реформы

Доходность не меняет сложившейся на рынке НПФ неблагоприятной конъюнктуры. Главное препятствие на пути развития рынка пенсионных фондов, по мнению его участников, — это недоверие большей части населения к негосударственным структурам в части формирования пенсии. Изменить ее способна только активная реклама или информационная работа. «Переломить ситуацию может только постоянная разъяснительная работа с населением со стороны Пенсионного фонда РФ и НПФ, успешные результаты инвестиционной деятельности фондов, постоянное информирование граждан о работе фондов со стороны государственного регулирующего и контролирующего органа, которым является Федеральная служба по финансовым рынкам», — считают в НПФ «Промрегионсвязь» (Москва).

Многим фондам, которым не удалось собрать достаточных средств, в ближайшем будущем придется срочно заняться минимизацией издержек или уходить с рынка

Ни один НПФ пока не решился на масштабное завоевание клиентов — физических лиц. Массовая работа с этой категорией вкладчиков предполагает значительные инвестиции в рекламу и развитие сети продаж. Каждый крупный игрок рынка выжидает, когда кто-то другой решится и своими усилиями раскачает розницу. Государственные структуры вести агитацию за НПФ тем более не собираются.

Вторая базовая проблема — зарплаты в конвертах. «Далеко не все работодатели идут на контакт с фондами и соглашаются, чтобы мы проводили разъяснительные мероприятия для их работников. Многие не только не заинтересованы в том, чтобы мотивировать своих сотрудников дополнительными пенсионными программами, наоборот, хотят, чтобы они как можно меньше знали о том, что они теряют, получая черные зарплаты», — отмечает Александр Новиков.

Именно корпоративные пенсионные программы составляют надежду НПФ. Но это дело новое и неосвоенное, к тому же пока даже крупные НПФ сталкиваются с банальной нехваткой денег у предприятий. «О проблемах можно сказать коротко: недостаток финансовых возможностей у предприятий. Ни один из наших проектов мы не считаем неудачным, но есть приостановленные пенсионные программы именно в связи с проблемами финансирования», — говорят в НПФ «Промрегионсвязь».

Региональные фонды и УК изменить ситуацию не могут. Параметры, которые влияют на развитие рынка пенсионных накоплений, формируются в Москве. Очевидно, что для его более активного развития нужны системные и комплексные меры со стороны государства. Необходима глубокая переработка пенсионного законодательства о НПФ, позитивный налоговый режим для всех участников рынка пенсионных накоплений, повышение роли НПФ в системе обязательного пенсионного страхования и стимулирование корпоративных пенсионных программ работодателей. Большинство этих шагов даже не обсуждается правительством. О реформе самой пенсионной реформы, которая по сути необходима, никто не задумывается. Пока самое действенное воздействие государства на рынок НПФ заключается в том, что, ужесточая режим налогового администрирования, оно заставляет все больше предприятий выходить из тени и платить белую зарплату. Это автоматически расширяет круг лиц, которые знают, что у них есть средства, которые можно инвестировать в НПФ. Надежду вселяет лишь инициатива Минэкономразвития в отношении льготного налогообложения НПФ.

Инициатива, которую глава МЭРТа Герман Греф озвучил весной этого года, состоит в том, чтобы исключить из налоговой базы НДС операции, связанные с оказанием услуг по обязательному пенсионному страхованию негосударственными пенсионными фондами, и даже максимально освободить от налогообложения операции со средствами пенсионных накоплений физических лиц и операции, касающиеся оказания услуг по пенсионному страхованию и обеспечению. В случае реализации этих инициатив НПФ смогут предложить своим клиентам гораздо более выгодные условия. Этого недостаточно, но это один из шагов, которые необходимы для того, чтобы пенсионная реформа по-настоящему заработала.
 
Вадим Воронцов

Другие новости рынка | Архив новостей...

подписка вид для печати задайте вопрос фонду
Логин:
Пароль:
Регистрация
Архив новостей Задайте вопрос Фонду Калькулятор пенсионных накоплений