|
|||||||
|
Лебедь, рак и щука пенсионной реформыПочти 300 млрд. рублей пенсионных накоплений россиян не дают покоя правительственным чиновникам. Три министерства, пытаясь получить контроль над деньгами, предлагают различные рецепты пенсионной реформы. Какое из предложений выгодно гражданам? Понятно, что о пенсионной реформе вы ничего не желаете слышать. Вы объясняете это разными причинами. Вы молоды и надеетесь, что к моменту выхода на пенсию сами сможете себя обеспечить. Или вам, наоборот, скоро на пенсию, но вы предпочитаете об этом не думать. Потому что самая большая пенсия, которую вы получите, все равно будет меньше вашей зарплаты в 3—5, а то и 10 раз. Чиновники и специалисты по пенсионной системе уверены: россияне пассивны и финансово необразованны. Многие граждане, предпочитающие не вникать в пенсионную тему, этот упрек могут безропотно принять. Но не спешите. Как-то в беседе со мной исполнительный директор УК «Промсвязь» Дмитрий Благов, человек с двумя финансовыми образованиями, признался, что тоже не сразу вникает в извещения, приходящие из Пенсионного фонда (ПФР). Настолько там все запутанно. «Это ребус даже для финансиста», — уверен г-н Благов. «Все средства, предназначенные для разъяснения народу тонкостей пенсионной системы, пустили на закупку станков по заклейке извещений», — шутит директор по продажам УК «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Валерий Иванов. Почти как Змей Горыныч Несколько недель назад затихшие было разговоры о необходимости пенсионной реформы вновь стали темой номер один. В прессу попал черновой вариант предложений Минздравсоцразвития, касающихся поправок в только недавно одобренную пенсионную реформу. Ссылаясь на документ, в деловой прессе утверждали, что ведомство Михаила Зурабова предлагает вообще отказаться от накопительной части пенсии, а миллиарды рублей, которыми сейчас управляет Внешэкономбанк, направить на текущие выплаты пенсионерам. То есть фактически лишить граждан, собиравших все эти годы на пенсию, их собственности. Участники рынка — руководители управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов — растерялись. Опубликованные в прессе выдержки из документа и их интерпретация часто противоречили друг другу. «Я прекрасно понимаю свою роль, — сетует Михаил Зурабов. — Должен быть Змей Горыныч и куча добрых молодцев, которые с ним должны воевать». Дохлые собаки Зурабова В начале декабря прошлого года на совещании у вице-премьера Александра Жукова Минздраву, Минэкономразвития и Минфину было дано поручение в течение пяти месяцев прийти к компромиссу и представить в правительство совместный план реформирования пенсионной системы. «Мы вели согласования, пытались выработать совместное решение», — говорит Юрий Воронин, директор департамента развития социального страхования Минздравсоцразвития. «Вы не думайте, что правительство — место, где можно схлестываться. Есть регламент, есть порядок. Материалы должны быть внесены согласованно», — поддерживает коллегу замдиректора департамента финансовой политики Минфина Андрей Воронцов. Чиновничью этику по убеждению ведомственных коллег решило нарушить Минэкономразвития. Именно оттуда в прессу попал документ о планах Минздрава по реформированию пенсионной системы. «Минэкономразвития этим скандалом понуждало правительство к принятию нужного ему решения, — уверен высокопоставленный источник «Профиля» в Минздравсоцразвития. — Фрадков так поставил дело, что сейчас отправляют на подпись только те документы, на которых стоит виза всех министров. Когда в МЭРТ поняли, что визу Зурабова на своем варианте проекта Минэкономразвития не получит, то с участием СМИ была создана ситуация, в которой правительство было вынуждено включиться в спор. И, разумеется, принять сторону заведомо правых, прогрессивных либеральных чиновников из МЭРТ. Еще одной дохлой собакой, повешенной на Зурабова, его имидж не испортишь». В окружении премьера скандал видят по-другому. Там знакомы с идеями МЭРТ относительно будущего пенсионной системы и уверяют, что очень удивятся, если проект Германа Грефа получит одобрение. В свою очередь, Министерство финансов в войну предпочитает не ввязываться. «Минфину выгодна нынешняя ситуация, — оправдывает позицию ведомства источник в правительстве. — Пенсионные средства, аккумулированные в ВЭБе, служат им хорошим подспорьем для государственных заимствований». ЧУК и ГУК Желание правительственных чиновников поделить все растущие пенсионные накопления, находящиеся под управлением государственной компании, понятно. Деньги действительно огромные. Под управлением Внешэкономбанка сейчас находится порядка 270 млрд. рублей пенсионных накоплений. Они формируются за счет 4%, которые работодатель в рамках единого социального налога (ЕСН) уплачивает в ПФР. В свою очередь, 6% в месяц идет на формирование базовой части пенсии. Из нее ПФР финансирует выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Далее, 10% идет на страховую часть пенсии. Эта составляющая хоть и тратится на выплаты пенсионерам, но является как бы обязательством государства заплатить вам позже. Размер страховой части пенсии зависит от размера белой зарплаты. Главный спор между ведомствами разгорелся вокруг накопительной части. Дело в том, что по действующему законодательству эти деньги государство не может тратить. Ими должны распоряжаться граждане. Они могут написать заявление о переводе данных средств в частные управляющие компании (ЧУК) или написать заявление и перевести свою пенсию в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). А можно не писать никакого заявления, тогда деньги по умолчанию остаются у государства, во Внешэкономбанке. Только 3% россиян решили доверить свои пенсионные средства частному бизнесу. Остальные предпочли промолчать, поэтому их средства ушли государственной управляющей компании (ГУК). На фоне роста пенсионных накоплений растет дефицит ПФР в части выплат пенсий. Тех 6% отчислений из-за снижения ЕСН с 1 января 2005 года с 35,6% до 26% и из-за большого количества серых зарплат явно не хватает на все социальные выплаты. Поэтому дефицит фонда финансируется из бюджета. Дилемму чиновников ПФР понять можно: с одной стороны, у них лежит 270 млрд. рублей накопленных населением средств, с другой — пенсионерам хочется кушать сейчас и приходится просить для них деньги из бюджета. Даже принятое решение об исключении с 2005 года из накопительной системы граждан моложе 40 лет, а следовательно, и увеличении размера отчислений в страховую часть не помогло. Выкрутить руки Предложения ведомства Зурабова, имеющиеся в распоряжении «Профиля», заключаются в следующем. С 2008 по 2013 год у граждан есть возможность вывести свою накопительную часть пенсии в частные УК и НПФ. То есть избавить ВЭБ от 270 млрд. рублей. Если граждане этого не сделают, то их средства переведут в страховую часть системы обязательного пенсионного страхования. В данном случае в выигрыше, естественно, Минздрав. Подконтрольный ему ПФР пустит накопительную часть на текущие выплаты пенсионерам. Правда, при этом ПФР останется вам должен, то есть будет индексировать вашу существенно пополнившуюся страховую часть пенсии исходя из темпов инфляции. Но это уже будут лишь некие «обязательства», а не реальные 270 млрд. рублей. Может показаться, что Минздрав выкручивает гражданам руки, понуждая уйти к частникам. Но в Минздравсоцразвития с этой оценкой не согласны. «Я не предлагаю ликвидировать накопительную пенсионную часть, — говорит министр Михаил Зурабов. — Я говорю о том, что до того момента, как гражданин осознал, что готов доверить деньги частным компаниям, его деньгами должен управлять Минфин. Пусть управляет этими деньгами, так же как Стабилизационным фондом. Ну какая нам разница? Зачем крик на всю страну устраивать!» В Минздраве явно надеются, что граждане не рискнут уйти к частникам, поэтому предлагают с 2013 года вообще упразднить взносы на накопительную часть пенсии. В документе об этом говорится прямо. Два на два После 2013 года Минздрав предлагает стимулировать граждан откладывать себе на старость путем введения института добровольного пенсионного накопления. Его суть заключается в следующем: если гражданин решит откладывать более 4% своего ежемесячного заработка на пенсию, то ему будет предоставлена налоговая льгота. К примеру, если вы решите передать в частные конторы, занимающиеся пенсионным страхованием, из зарплаты 100 рублей в месяц, то вам предоставят льготу по налогу на доходы физических лиц на сумму 50 рублей. Включиться в ту систему будет предложено всем, в том числе и гражданам старше 1967 года рождения. «Я типичный представитель этого поколения, — убеждает Юрий Воронин из Минздрава. — Я 1962 года рождения, два года моя накопительная часть управлялась, но в 2005 году меня исключили из накопительной системы. В свое время я выбрал УК, деньги мои управляются, некую сумму образуют. Но с точки зрения размера моей пенсии эта сумма смешная. Я бы хотел, чтобы мне предоставили возможность выбора: либо добровольно пополнять пенсионный счет, пользуясь льготами, либо просто перевести мои деньги в страховую часть. Мы предлагаем человеку вариативность». Что же будет с теми средствами, которые граждане уже передали в УК и НПФ? Они там и останутся. «Накопительная часть будет продолжать работать, — уверяет Юрий Воронин. — Никто выбор граждан аннулировать не собирается, а тем более изымать накопления у частников и куда-то переводить». Единственная инициатива Минздравсоцразвития в этом плане касается целесообразности увеличения отчислений в накопительную часть пенсии с существующих 4% в 2007-м до 6% в 2008 году. Это было запланировано в рамках пенсионной реформы. Отчисления предложено не увеличивать. В случае провала плана по переводу средств из ВЭБа на счета подконтрольного Минздраву ПФР у министерства есть альтернативный вариант — добиться от Минфина расширения списка инструментов, в которые государственная управляющая компания может инвестировать пенсионные средства. Отнять и поделить У Минэкономразвития, ответственного в правительстве за накопительную часть пенсии, свои планы на эти деньги. Ведомство Германа Грефа предлагает изменить ст. 34 закона «Об инвестировании пенсионных накоплений» и ввести новое понятие — «агрегированный инвестиционный портфель». Последствия для граждан будут следующими: сейчас, если гражданин промолчал и не написал заявление о переводе своих накоплений в частные пенсионные компании, его средства попадают в ВЭБ. Минэкономразвития предлагает с 1 января 2009 года из денег «молчунов» формировать инвестиционный портфель, средства которого распределять между частными УК и ВЭБом. Проще говоря, думать за граждан, каким частным компаниям и сколько средств отдать в управление. Пропорции как в случае распределения средств между ВЭБом и УК, так и в случае дележки между УК будут определять чиновники на «условиях соответствующего конкурса». Любопытно, что в проекте Минэкономразвития, имеющемся в распоряжении «Профиля», не говорится о том, что гражданин может пойти и выбрать государственную компанию. Потрясений для граждан в случае принятия идеи МЭРТ меньше. Как и прежде, останутся базовая, страховая и накопительная части. Просто накопительная часть, как аргументируют в МЭРТ, будет инвестироваться с большим доходом. По словам источника «Профиля» в Минэкономразвития, обсуждается еще один вариант: предложить работодателю сделать выбор управляющей компании за «молчунов». Так или иначе, 270 млрд., по планам МЭРТ, должны уйти в руки частных компаний. «Те, кто придумал светлую идею передать эти миллиарды частным УК, поняли, что проект требует дополнительной поддержки, не в последнюю очередь информационной», — все еще недоволен разразившейся вокруг него информационной войной Михаил Зурабов. «Не секрет, что, ожидая предложения МЭРТ, частные компании уже давно поделили шкуру неубитого медведя. Сейчас они не видят смысла бороться за пенсионные деньги, а вот 270 млрд. поделить? Это оправдало бы их существование», — рассуждает чиновник в аппарате правительства. Стою я молча в стороне Текущие проблемы пенсионной реформы мог бы решить Минфин. Для этого ему достаточно принять решение о расширении списка активов для инвестирования средств пенсионных накоплений частными компаниями. «Емкость российского рынка ценных бумаг для размещения пенсионных накоплений очень мала. С нашей точки зрения, необходимо, чтобы УК были разрешены для размещения международные рынки», — говорит Валерий Иванов из «Пиоглобал Эссет Менеджмент». Тогда бы у частников появился смысл не бороться за деньги через МЭРТ, чтобы брать объемом, а пытаться поговорить с гражданами. Одно дело — кропотливо выманивать деньги у населения, тратить на разьяснительную работу кучу средств, а потом вкладывать с небольшой доходностью. И другое дело — сразу получить 270 млрд. Тут даже небольшая доходность окупится. Но Минфин непреклонен. «Мы считаем, что для сегодняшнего уровня средств, которые находятся в УК, перечень активов вполне допустимый. Если УК считают, что требования жесткие, то нужно обсуждать не голословно, а с конкретными предложениями», — говорит замдиректора департамента финансовой политики Минфина Андрей Воронцов. В свою очередь, негосударственные пенсионные фонды жалуются на море отчетности. «То, как все это надо собирать, протоколировать, ни одному институту финансов не снилось, ни при каких операциях: банковских, страховых...» — сетует Сергей Кабалкин, президент НПФ «Норильский никель». За дорогу не отвечаю Пока ведомства решают, как распределить пенсионные накопления граждан, эксперты обращают внимание на два направления, которые в скором времени обвалят всю систему. «Политическая суета. Никто серьезно предметом не занимается», — уверяет автор множества книг и работ, специалист по пенсионной системе, доктор экономических наук Валентин Роик. По его словам, сейчас идет поток неудовлетворения своим материальным положением пенсионеров разных групп. Во-первых, это те пенсионеры, которые вышли на пенсию давно. Индексация пенсий не успевает за ростом доходов населения. Грубо говоря, пенсионеры нищают с каждым днем. Во-вторых, сейчас на нищенскую пенсию начали выходить люди с высокими заработками: работники нефтяной, газовой отрасли. «Власть-то не показывает, но именно эта когорта вышедших на пенсию вызовет очень большое напряжение в ближайшие годы», — уверен профессор. Не стоит искать однозначных ответов и в правительстве. «Не нужно преувеличивать мои возможности. Я — механик. В рамках пенсионной реформы сделано все, — говорит Михаил Зурабов. — Пенсионная реформа — это машина. Мы не отвечаем за дорогу. Нам нужно построить машину. Мы ее построили, она работает. Бензин там есть. Возникает вопрос: куда ехать? Приходят к водителю и спрашивают: чего ты сидишь в этой машине, если непонятно, куда ехать? Так вы нам скажите: куда ехать? «Я хочу вас успокоить. Мы не идиоты и не страна дураков, — говорит профессор-теоретик Валентин Роик. — Крупные социальные изменения происходят крайне медленно». Как бы то ни было, пенсионная реформа не решила главную задачу — повышения уровня пенсий и соотношения их со средней заработной платой работника, а следовательно, рассчитана только на самые бедные слои населения. Остальные будут вынуждены искать другие варианты своего благополучия на пенсии. Анастасия Самоторова Другие новости рынка | Архив новостей...
|
|
© 2024 Негосударственный пенсионный фонд "Система" Лицензия № 341/2 от 23 августа 2005 г. Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. |