Прайм-ТАСС: С пенсией по жизни

Реальный рост трудовых пенсий в 2007 г составит 7%, опередив уровень инфляции, запланированный в 6,5-8%. Этот рост предусмотрен в бюджете Пенсионного фонда РФ, недавно одобренном российским правительством. Однако, чиновники постоянно утверждают, что необходимо повышать пенсионный возраст для преодоления нарастающего дефицита средств Пенсионного фонда. А главный российский статистик даже посчитал, что увеличение пенсионного возраста на несколько лет приведет к увеличению средней продолжительности жизни.

Затраты на пенсионное обеспечение в следующем году будут выше, чем в 2006 году, и в среднем пожилые люди на заслуженном отдыхе получат прибавку к трудовой пенсии в 451 руб. Затраты на пенсионное обеспечение в следующем году запланированы в объеме 1458,7 млрд руб, что на 168,2 млрд руб выше уровня 2006 года. На увеличение пенсий предусмотрено дополнительно направить 107 млрд рублей. Номинальные индексации базовой части пенсий в 2007 год пройдут 1 апреля (+7,5%) и 1 октября (+13,2%), а увеличение страховой части пенсии предусмотрено в 1 апреля (+9,2%). Уже с 1 октября 2007 г размер базовой пенсии по старости будет установлен в твердом размере - 1260 руб. Предусматривается увеличение всех видов государственных пенсий - социальных, пенсий военнослужащим срочной службы и их семьям, пенсии инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, вдовам и родителям погибших военнослужащих срочной службы.

В ПФР особо подчеркивают, что увеличение размера пенсий в 2007 г обгонит рост инфляции. В частности, реальный рост трудовых пенсий в будущем году будет опережать рост инфляции на 7%.

Система расчетов внутри бюджета Пенсионного фонда России базируется на том, что в целом бюджет ПФР сформирован по доходам в сумме 1 трлн 891,2 руб, по расходам – 1 трлн 770,8 млрд руб. Из чего следует, что бюджет ПФР на 2007 год сверстан с профицитом, уровень которого составляет 120,4 млрд руб.

Представленные расчеты дают основание полагать, что бюджет ПФР на 2007 г можно считать сбалансированным. Однако эксперты высказывают сомнения в том, что ПФР сможет выйти на заданные параметры по доходной части без "посторонней" помощи. Так, эксперт Центра развития Оксана Осипова не исключает того, что, скорее всего, в следующем году Минфину придется выделить ПФР часть средств на покрытие недостающих доходов. "Это могут быть трансферты как из федерального, так и из местных бюджетов", - заявила О.Осипова ПРАЙМ-ТАСС.

Но, проблема дефицита Пенсионного фонда России остается острейшим вопросом не только для самого ПФР, но и в немалой степени влияет над ход всей пенсионной реформы в стране.

Появление в структуре пенсионных отчислений накопительной части пенсии только усугубило ситуацию. Залатать дыры в бюджете ПФР "собственными силами" практически невозможно на фоне принятого решения о снижении единого социального налога до 26 проц. Правительство надеялось, что компании станут более сознательными и поступления по ЕСН серьезно возрастут. Этого, однако, не случилось. Так, что ПФР обречен на хронический дефицит, который с каждым годом будет только нарастать. Еще 2 года назад, глава ПФР Геннадий Батанов, поделился мрачными прогнозами. "Пенсионная часть ЕСН сократится с 28% до 20%. Ситуация усугубляется тем, что снижение ЕСН совпало с пенсионной реформой. Она отвлекает из бюджета ПФР 4% налоговых поступлений. Это накопительная часть пенсий, которую нельзя тратить на выплаты нынешним пенсионерам. Каждый год на эту часть пенсий будет отвлекаться все больший объем средств – по итогам 2006 года на накопительную часть будет отвлекаться уже 6%. Соответственно, дефицит бюджета ПФР будет только нарастать", - заявил Г. Батанов. Глава ПФР подчеркнул, что "когда дефицит ПФР достигнет уровня в 160 млрд руб, то возникнет вопрос об устойчивости всей пенсионной системы страны", - заключил Г.Батанов.

Уже в 2005 году ПФР вплотную подошел к критической черте - дефицит Пенсионного фонда ПФР составил 157 млрд руб. Тем не менее,"черная дыра" была закрыта за счет средств федерального бюджета. Причем, около половины этой суммы (74 млрд руб) было выделено из средств Стабилизационного фонда. Директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин заявил тогда, что это скорее исключение из правил. "На текущие нужды Стабфонд расходоваться не должен. В случае образования в бюджете ПФР в будущем дефицита, Минфин будет изыскивать другие источники покрытия", - подчеркнул А.Саватюгин.

Однако ПФР продолжал бить тревогу. Советник председателя правления Пенсионного фонда России Владимир Вьюницкий представил совсем неутешительный прогноз. "Дефицит распределительной части бюджета Пенсионного фонда увеличится к 2008 году до 492 млр руб против 148,5 млрд руб в 2005 г", - заявил советник он.

Самыми "впечатляющими" в деле изыскания "черных дыр" в бюджете ПФР оказались результаты, полученные Счетной палатой РФ в ходе проверки финансовой деятельности ПФР. По словам аудитора СП Сергея Агапцова, "за три года, начиная с 2005 г, дефицит ПФР вырастет втрое - с 218,5 млрд руб до 656,9 млрд руб". Согласно изложенной информации, доля пенсионеров к 2020 г вырастет с 25,3% до 28,5%. В результате число работников на 100 пенсионеров сократится со 135 до 116 человек. "Это приведет к сокращению отчислений в пенсионную систему с 4% до 2,2% ВВП. Дефицит ПФР составит 1 млрд 458 млн руб (1,5% ВВП). Это может привести к возврату к распределительной системе выдачи пенсий", - заключил аудитор СП. За сворачивание пенсионной реформы с самого первого дня ее начала ратует и сам ПФР. Говоря о путях решения проблемы дефицита ПФР, советник главы Пенсионного фонда России Владимир Вьюницкий считает, что одним из вариантов является сокращение категории граждан, имеющих право на накопительную часть. Эта стратегия уже была применена, когда из накопительной части исключили граждан, родившихся ранее 1967 г.

Однако такие меры могут не только поставить крест на пенсионной реформе как таковой, но и не решают, собственно, проблему текущего дефицита ПФР.

На одном из выступлений в Совете Федерации в прошлом году глава ПФР Геннадий Батанов был категоричен, говоря о финансовых проблемах возглавляемого им ведомства. "В 2006 году будет значительно тяжелее. Мы никуда не денемся, нам придется решать вопрос о повышении пенсионного возраста. Это вопрос не экономический. Тут должно быть политическое решение", - заявил тогда Г.Батанов.

В то же время министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов не рискнул на заседании правительства поставить ребром вопрос о повышении пенсионного возраста, и лишь отметил, что при снижении ЕСН рано или скоро придется повысить срок выхода на пенсию.

Такие планы вызвали негативную реакцию в обществе, после чего правительство и поспешило заявить, что повышения пенсионного возраста никто не планирует.

И вот на прошлой неделе о возможном повышении возраста выхода на пенсию заговорили снова.

Руководитель Федеральной службы государственной статистики Владимир Соколин заявил, что для России повышение пенсионного возраста неизбежно, "поскольку, начиная с 2007 г число лиц трудоспособного возраста у нас будет ежегодно сокращаться на 1 млн человек". При этом глава Росстата признал, что во всех странах повышение пенсионного возраста было далеко не популярной мерой и даже приводило к протестам. По словам В. Соколина, в настоящее время три европейские страны - Россия, Украина и Белоруссия – сохраняют пенсионный возраст на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Будем объективны - идеологи реформы ничуть не грешат против истины, утверждая, что Россия превратилась сегодня в страну самых молодых пенсионеров в мире. Кроме того, около 27% работников разных секторов экономики имеют право выйти на заслуженный отдых на 5-10, а то и 15 лет раньше. И 40-летний пенсионер для России вовсе не редкость.

Действительно, в большинстве стран Евросоюза средний возраст выхода на пенсию составляет 62,5 года. В странах Балтии тоже работают дольше, чем в России. В Латвии женщины трудятся до 60 лет, а мужчины-до 62 лет. В Америке принято решение повысить возраст выхода на пенсию с 65 лет до 67 лет!

Однако стоит обратить внимание на то, что за рубежом власти очень аккуратно подходят к вопросу повышения пенсионного возраста, и увеличивают возраст выхода на пенсию плавно и постепенно - каждый год прибавляя "срок" на несколько месяцев. В России же рассматривается вариант резкого повышения пенсионного возрастного порога, то есть сразу на 5 лет.

Глава Росстата напомнил, что Россия испытывает серьезные демографические проблемы, характерные для всех развитых стран Европы. Однако в нашей стране, в отличие от остального цивилизованного мира, продолжительность жизни граждан меньше в среднем на 10 лет.

" О каком повышении возраста может идти речь, если мужчины живут у нас сегодня в среднем 59 лет, а на пенсию выходят в 60. Я называю это пенсией покойнику", - заявляет секретарь Федерации независимых профсоюзов Игорь Шанин.

Заместитель директора Института социальной политики Сергей Уланов заявил, что если средний возраст продолжительности жизни в стране 70 лет, то ставить вопрос о повышении пенсионного ценза нормально. "Если у вас хорошие условия жизни, нормальное здравоохранение, вы же сами с удовольствием будете работать как можно дольше", - считает С.Уланов.

В свою очередь В.Соколин сделал весьма интересное заявление. "Повышение пенсионного возраста в России на несколько лет может дать позитивный эффект - привести к увеличению продолжительности жизни россиян", - заявил глава Росстата.

Действительно, если люди поймут, что пенсий при повышении пенсионного возраста им уже не увидеть, то будут стараться дольше прожить. Видимо, это и было мотивом логических измышлений Соколина. Логично, если вслед за принятием решения о повышении пенсионного возраста выйдет и указ президента – всем дожить до 70 лет и точка. А кто не подчинился – пеняй на себя.

Конечно, вопросы, связанные с пенсионной реформой в России, не предполагает простых решений и требуют тщательной проработки. Это одна из самых "чувствительных" реформ, затрагивающая интересы практически всех без исключения слоев населения страны. Бурные дискуссии - тоже хороший признак. Только плохо, что правительство принимает взаимоисключающие решения и неоправданно быстро меняет ранее принятые в угоду сиюминутным проблемам.

И все же главной проблемой для нынешних пенсионеров является не вопрос о повышении пенсионного возраста, а собственно размер пенсии. Готово ли государство существенно увеличить размер пенсий в случае более позднего выхода на пенсию, так как ежегодные прибавки в размере 200-400 рублей пожилые люди считают не более, чем унижением.

Однако, исходя из нынешней плачевной финансовой ситуации ПФР, рассчитывать на солидную прибавку к пенсии не приходится. Если только, в очередной раз, правительство не примет решение исключить из накопительной системы еще одну возрастную категорию граждан. Что приведет, в конечном итоге, к полной дискредитации пенсионной реформы. Судя по всему, в ближайшие 2 года, вряд ли власть будет принимать какие-либо радикальные решения в пенсионной сфере. Внимание властей к этой проблеме может появиться только после парламентских выборов 2007 года и президентских 2008 года. В пользу такого сценария говорит и тот факт, что именно в следующее после 2008 года 4-х летие страну ждут "демографические" провалы с одной стороны, и ужесточение финансовой политики государства - с другой. Некоторый оптимизм также может добавить и прохождение в Госдуму и Российской партии жизни с объединенной "Родиной" в случае если к ним присоединится Партия пенсионеров. И если последняя не забудет о своих избирателях, можно надеется, что пенсии будут, возможно, пенсии станут не подачкой государства, а реальными средствами для достойной жизни.

Другие новости рынка | Архив новостей...