Пенсионное обеспечение – важнейший вопрос жизнедеятельности общества и социальной политики государства. Размеры пенсии отражают степень зрелости общественных отношений и реальное воплощение в жизнь конституционного положения о социальном государстве.
В нашей стране на пенсию начало выходить послевоенное поколение, не участвующее в реформе пенсионного обеспечения и не имеющее заслуг ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны для получения «достаточно высокой пенсии». В силу происшедших в России экономических преобразований, это поколение россиян незначительно увеличило количество людей, получающих льготную пенсию.
Страховая часть трудовой пенсии этой категории граждан незначительна, так как период внесения страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета в Пенсионном фонде Российской Федерации был крайне непродолжительным.
В связи с этим численность населения России с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается и, если не принять эффективных мер, будет возрастать по крайней мере до выхода на пенсию поколения, участвующего в нынешней реформе.
Пенсионерам самостоятельно решить проблему низкой пенсии тяжело. К сожалению работодатели крайне негативно относятся к «старикам», и тем, кому «за пятьдесят» надеяться на получение работы бесполезно.
От государства ждать помощи также не приходится, учитывая многомиллиардный дефицит распределительной составляющей трудовой пенсии.
Вывод напрашивается сам собой: помочь нынешнему и последующим поколениям могут (должны) их работающие дети. Для этого потребуется несколько скорректировать существующую ныне пенсионную систему. Идеологическая суть изменения – введение понятия «пенсионная солидарность семейных поколений», практическая – состоит в следующем. Предлагается видоизменить существующую формулу страховой части трудовой пенсии, представив ее в виде
Cч = ПК/Т + ГПК/12 (1)
где
- Cч – страховая часть трудовой пенсии;
- ПК и Т – величины, определенные
статьей 14 (п.5) Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»;
- ГПК – годовой размер взносов (капитал),
поступивших на счет пенсионера от его работающего ребенка (детей).
Годовой размер взносов формируется из добровольных перечислений сына и/или дочери пенсионера определенного процента (допустим, не менее 5) от заработной платы в год на его (пенсионера) страховую часть трудовой пенсии.
В последующем за накопительным периодом году, пенсионер получает трудовую пенсию, состоящую из базовой и страховой частей, причем страховая часть определяется по формуле (1), где ГПК - сформированный за предыдущий год капитал.
Таким образом, накапливаемая ежегодно сумма в последующем году полностью выплачивается в составе страховой части трудовой пенсии, которая состоит из пожизненной и срочной составляющих.
Несложные расчеты показывают, что при годовом взносе в 5% от средней зарплаты (9000 руб. в месяц), средний размер выплачиваемой ныне пенсии (2900 руб. в месяц) увеличится на 16%, доведя соотношение среднего размере трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера со 118% до 136%.
В случае, если двое детей помогают одному родителю, то последнее соотношение достигнет величины 155%.
В случае вступления сына и/или дочери пенсионера – работающих застрахованных лиц в такую систему страхования, государство в свою очередь будет перечислять определенную сумму (допустим, не менее половины тех процентов, которые перечисляет добровольно застрахованное лицо) на его (застрахованное лицо) страховую часть.
Указанное обстоятельство является неплохим стимулом для детей, добровольно помогающих своим родителям через государственную систему страхования. В случае смерти пенсионера неполученная им часть срочной составляющей трудовой пенсии переходит в наследство того ребенка, который формировал ГПК. Когда дети, обеспечивающие родителям весомую прибавку к пенсии, сами выйдут на пенсию, то им в свою очередь начнут формировать ГПК уже их сыновья и дочери. Другими словами, сложится семейная пенсионная солидарность поколений – действенная альтернатива эгоизму людей, не стремящихся к продолжению рода.
Реализация предлагаемого варианта корректировки существующей пенсионной системы будет способствовать:
-решению демографической проблемы, которую президент страны в своем послании
Федеральному собранию назвал важнейшей для страны;
-укреплению института
семьи, основы любого государственного устройства;
-снижению уровня
социальной напряженности в стране;
-повышению коэффициента замещения
(отношение средней пенсии к средней зарплате);
увеличению «наиболее
богатых» (среди бедных) граждан, чей доход ощутимо превосходит прожиточный
минимум;
повышению финансовой устойчивости системы пенсионного
обеспечения;
привлечению внимания к пенсионной реформе и участию в ней
молодого поколения россиян.
Предложенный вариант корректировки – один из возможных на пути совершенствования пенсионной системы страны. Автору представляется, что нововведение послужит построению доверия в обществе, укреплению социальной солидарности между поколениями, улучшению материального положения пенсионеров.
Иван Заргарян
В собрании приняли участие представители 70 членов Ассоциации.
Президентом НАПФ вновь был избран Константин Угрюмов. Президентский мандат Ассоциации предполагает срок...
29.06.2012 НАПФ рекомендует фондам создать службу риск-менеджмента и регулярно проводить стресс-тесты
29 июня 2012 г. в Москве проведено общее собрание членов Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. В числе основных вопросов - утверждение стандартов по риск-...
Пенсионный фонд Российской Федерации объявил о начале Третьего ежегодного конкурса «Доверие» на лучшее освещение в СМИ социальной и пенсионной тематики. В рамках кон...
С текстом закона можно ознакомиться на странице
С текстом закона можно ознакомиться на странице
Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств...