ФСФР не позволили расширить полномочия по регулированию НПФ

В распоряжении Ъ оказалось заключение президента на законопроект "О внесении изменений в закон 'Об инвестиционных фондах'". Принятый в конце прошлого года Госдумой в первом чтении документ наделял ФСФР беспрецедентно широким набором полномочий по регулированию НПФ (см. Ъ от 14 декабря 2006 года). В частности, ведомство получало возможность отзывать лицензии НПФ без суда, приостанавливать любые операции фондов на свое усмотрение и даже вводить временную администрацию в НПФ. В заключении президента эта часть проекта подверглась весьма жесткой критике. Так, введение временной администрации представляется авторам заключения "излишним".

В документе отмечается, что "создается механизм лицензирования, в котором функции по регулированию и контролю сосредотачиваются в одном органе, однако действенный механизм защиты лицензиата от нарушений со стороны этого органа, по сути, отсутствует". Если "пробелы и неопределенности в механизме лицензирования и контроля" не будут устранены, они могут создать "широкие условия для злоупотребления со стороны лицензирующего органа и его должностных лиц", считают эксперты. И наконец, в заключении сделан вывод, что "законопроект имеет многочисленные юридико-технические и редакционные недостатки и может быть поддержан при условии его доработки". Фактически это означает, что ту часть закона, которая касается функций ФСФР, придется переписывать заново.

Участники рынка поддержали идею доработать и детализировать новый закон, так как его версия в первом чтении показалась им слишком непрозрачной. "Работать при постоянной угрозе лишения лицензии или приостановки операций не идет на благо ни бизнесу, ни клиентам НПФ, к защите интересов которых апеллируют разработчики закона",– сказал президент Первого национального НПФ Виталий Плотников. "ФСФР забирала себе слишком много полномочий, при этом не создавая прозрачного механизма работы новых норм",– отметил президент НПФ "Телекомсоюз" Аркадий Недбай.

Как сообщил Ъ замруководителя ФСФР Сергей Харламов, его ведомство, "конечно же, примет участие в подготовке поправок ко второму чтению". По его оценке, новый текст закона будет готов к началу февраля, при этом в доработанном документе отдельное внимание будет уделено механизму защиты лицензиатов. По информации Ъ, вчера именно эти вопросы были предметом совещания руководства службы. Глава думского комитета по кредитным организациям Владислав Резник заявил Ъ, что законопроект будет вынесен на второе чтение в середине февраля. При этом депутат отметил, что "текст закона изначально был сыроватым и мы предполагали, что ко второму чтению потребуется его существенная правка".

Впрочем, по мнению экспертов, уложиться в названные сроки разработчикам документа будет тяжело. По словам Виталия Плотникова, "доработка закона займет примерно полгода: потребуется колоссальная детализация многих положений". А по мнению Аркадия Недбая, принятие законопроекта может быть вообще отложено на неопределенный срок, так как "ФСФР, очевидно, полезла в полномочия смежных органов, а при конфликтах интересов ведомств принятие любого закона существенно осложняется". Впрочем, у депутатов есть еще вариант: просто убрать из законопроекта нормы, вызвавшие нарекания в администрации.

Автор: Алексей Лампси

Другие новости рынка | Архив новостей...